Эктопия шейки матки

Главная / Без категории / Эктопия шейки матки

Эктопия шейки матки (псевдоэрозия, эндоцервикоз) – патологическое состояние, при котором происходит смещение расположения однослойного цилиндрического эпителия из цервикального канала на вагинальную поверхность шейки матки, в норме покрытую многослойным плоским эпителием. Эктопия относится к фоновым (доброкачественным) процессам шейки матки и в ряде случаев не требует лечения. К тому же многие специалисты определяют неосложненную эктопию как вариант физиологической нормы у женщин раннего репродуктивного периода.

Согласно статистике, псевдоэрозия шейки матки встречается приблизительно у 38% женщин, чаще всего (около 50% случаев) до 25-летнего возраста.

Причины возникновения эктопии шейки матки

Эктопия шейки матки – полиэтиологический процесс. Возможные причины ее развития принято разделять на две группы: эндогенные и экзогенные. Среди экзогенных факторов, которые способствуют смещению границ цилиндрического эпителия (в норме он находится только в цервикальном канале и не выступает за внутренний зев шейки), выделяют:

• инфекционно-воспалительные процессы влагалища и шейки матки (неспецифическое воспаление, различные заболевания, передающиеся половым путем, в частности вирус папилломы человека);
  • ранние половые контакты, большое количество партнеров;
  • травматизация шейки матки при проведении абортов или при родах;
  • раздражающее влияние химических веществ (например, суппозиториев, лубрикантов).

К эндогенным причинам, индуцирующим эктопию эпителия, относят:

• изменение гормонального равновесия (в период полового созревания, при беременности, применении гормональных препаратов);
  • нарушение иммунного статуса;
  • наследственность.

Виды эктопии шейки матки

Эктопию шейки матки классифицируют в зависимости от гистологической структуры. Различают следующие формы:

• железистая (в зоне эктопии преобладают железы);
  • папиллярная (наблюдаются сосочкообразные разрастания эпителия);
  • эпидермизирующаяся (при длительном существовании псевдоэрозии происходит ее зарастание регенераторным многослойным эпителием).

По времени возникновения псевдоэрозии разделяют на врожденные и приобретенные. Эктопия шейки матки у девушек подросткового возраста и у молодых женщин до 23 лет, как правило, считается врожденным состоянием, вариантом временной физиологической нормы. Приобретенная эктопия возникает под влиянием различных внешних и внутренних факторов на изначально нормально расположенный цилиндрический эпителий.

Эктопию шейки матки следует отличать от истинной эрозии, которая при осмотре без применения кольпоскопа выглядит, как и псевдоэрозия (ярко-красное пятно), но представляет собой нарушение целостности слизистой оболочки.

Симптомы эктопии шейки матки

Очень часто эктопия шейки матки не вызывает у женщин абсолютно никаких жалоб и выявляется случайно, в ходе гинекологического осмотра при очередном профилактическом визите или при беременности. Но иногда могут наблюдаться некоторые признаки, позволяющие заподозрить наличие данного процесса. Среди основных симптомов псевдоэрозии выделяют:

• увеличение количества слизистых выделений, иногда сопровождающихся неприятным запахом (при присоединении цервицита);
  • контактные кровотечения (после полового акта);
  • боль, непосредственно связанная с половым актом;
  • нарушение менструального цикла, бесплодие.

Диагностика эктопии шейки матки

Диагностику доктор начинает с детального расспроса пациентки, детализации ее жалоб, гинекологического осмотра. При необходимости, проводят анализы крови, в частности биохимические, для определения уровня гормонов. Для полноценной визуализации шейки матки, кроме обычного осмотра с помощью зеркал, необходимо проведение кольпоскопии с обработкой слизистой специальными растворами, что позволяет обнаружить скрытые изменения. Также проводится цитологическое исследование цервикальных мазков. В случае выявления подозрительных клеток может понадобиться проведение биопсии тканей для гистологического исследования.

Помните, что онкопатология развивается медленно и бессимптомно, кроме того, ей предшествуют предраковые изменения шейки матки, которые развиваются на основе так называемых фоновых заболеваний, к которым относится и псевдоэрозия. Поэтому своевременная диагностика, наблюдение и лечение эктопии шейки матки позволяет предупредить рак.

Методы лечения эктопии шейки матки

Во многих случаях, особенно в возрасте до 25 лет, лечение псевдоэрозии не проводится, достаточно только регулярного наблюдения у квалифицированного гинеколога. Если терапевтические мероприятия все же необходимы, лечение проводят в 2 этапа: консервативное (медикаментозное и немедикаментозное) и хирургическое.

Медикаментозное лечение эктопии шейки матки направлено на коррекцию гормонального дисбаланса, нормализацию иммунологического статуса, возобновление нормальной микрофлоры влагалища, проведение противовоспалительной терапии.

При осложнениях псевдоэрозии шейки матки применяют криодеструкцию, лазерную коагуляцию или радиоволновую деструкцию очагов измененного эпителия. Если же эктопия сопровождается цервикальной интраэпителиальной неоплазией ІІ–ІІІ степени (наличие в мазке атипичных, склонных к злокачественному перерождению клеток) или деформацией шейки матки, показано хирургическое лечение.

Последствия эктопии шейки матки

Эктопия шейки матки имеет благоприятный прогноз. Но, хотя данное состояние не относится к предраковым, наличие хронического воспаления может привести к осложнениям, которые сопровождаются образованием атипичных клеток или деформацией шейки матки. Также среди последствий цервикальной эктопии особое место занимают нарушение менструальной функции и бесплодие (из-за нарушения секреции слизи в цервикальном канале).

Ежегодные гинекологические осмотры необходимы каждой женщине, поскольку это основной способ профилактики рака. Запишитесь на прием гинеколога в нашей клинике – своевременный квалифицированный осмотр поможет Вам сохранить свое здоровье.