Гидросальпинкс

Главная / Без категории / Гидросальпинкс

Гидросальпинкс – осложнение острых или хронических воспалительных заболеваний маточных (фаллопиевых) труб, которое приводит к их непроходимости. Название этого патологического процесса происходит от латинских слов «hydro» (жидкость) и «salpinx» (труба). Заболевание характеризуется накоплением жидкости в просвете маточной трубы из-за окклюзии ее отверстий, в результате чего она растягивается и приобретает мешкообразную форму.

По данным медицинской статистики, гидросальпинкс диагностируют у 10–30% женщин, сталкивающихся с проблемой бесплодия. Естественное наступление беременности возможно только при одностороннем процессе, но и при этом вероятность зачатия снижена на 50%. Даже при проведении экстракорпорального оплодотворения при наличии гидросальпинкса значительно повышается риск нарушения имплантации эмбриона и самопроизвольного аборта. Кроме того, при этом заболевании существенно увеличивается риск развития внематочной беременности.

Причины возникновения гидросальпинкса

Образование гидросальпинкса связано с перекрытием ампулярного (среднего) отдела маточной трубы и нарушением оттока продуцируемой в нем жидкости, чему способствует образование спаек вследствие локальной инфекционно-воспалительной реакции. Формирование гидросальпинкса объясняется следующими причинами:

• воспалительные заболевания маточных труб (сальпингит), яичников (оофорит), придатков (аднексит) или матки (эндометрит);
  • воспаление шейки матки и шеечного канала (цервицит);
  • длительный вагинит и вагинальный дисбактериоз;
  • беспорядочная половая жизнь (инфицирование возбудителями заболеваний, передающихся половым путем: хламидии, мико- и уреаплазма, трихомонады, гонококки и др.);
  • несоблюдение правил гигиены наружных половых органов;
  • аборты и диагностический кюретаж полости матки;
  • родовые травмы;
  • туберкулезное поражение половых органов;
  • применение систем внутриматочной контрацепции;
  • эндометриоз, аденомиоз матки;
  • повреждение маточной трубы при проведении лапароскопии;
  • переохлаждение, нарушение иммунного барьера.

Виды гидросальпинкса

В зависимости от локализации различают лево- или правосторонний, а также двусторонний гидросальпинкс. Морфологическое строение патологически измененной маточной трубы может быть простым (одна замкнутая полость) или многокамерным (несколько кистообразных структур, разделенных спайками). Иногда наблюдается формирование так называемого дренируемого (клапанного) гидросальпинкса, который характеризуется периодическим выделением его содержимого в полость матки.

Симптомы гидросальпинкса

Симптоматика гидросальпинкса зависит от причины его возникновения. При острой воспалительной реакции симптомы обычно ярко выражены: пациентки жалуются на повышение температуры, острую боль внизу живота, иррадиирующую в паховую область, общую слабость. Если объем транссудата в ампулярной части маточной трубы быстро увеличивается, боль нарастает, становится распирающей и пульсирующей. Иногда гидросальпинкс может имитировать острый живот или почечную колику.

При формировании гидросальпинкса на фоне хронического воспаления часто могут отсутствовать какие-либо признаки заболевания, а патологические изменения обнаруживаются во время инструментального обследования. Среди возможных симптомов выделяют:

• ненаступление беременности (во многих случаях наблюдается только эта жалоба);
  • дискомфорт, чувство тяжести в паху;
  • хронический болевой синдром в малом тазу;
  • периодические обильные выделения водянистого характера из влагалища (при клапанном гидросальпинксе);
  • субфебрилитет (повышение температуры до 38°С).

Диагностика гидросальпинкса

Диагностический процесс при подозрении на гидросальпинкс начинается с проведения общего гинекологического осмотра с взятием мазков для выявления возбудителей инфекционных заболеваний. Для подтверждения диагноза доктор назначает проведение специальных инструментальных исследований: сонографии (УЗИ), лапароскопии, гистеросальпингографии, ультразвуковой гистеросальпингоскопии (УЗ ГСС).

Методы лечения гидросальпинкса

В случае установления данного диагноза женщине убедительно рекомендуется пройти курс лечения, поскольку наличие гидросальпинкса уменьшает шансы зачатия и увеличивает риск выкидыша или развития внематочной беременности.

Терапевтические мероприятия при гидросальпинксе проводятся двухэтапно:

1. Консервативная терапия:
    • антибактериальная терапия (препарат, его дозировка и продолжительность применения определяется исключительно врачом);
    • противовоспалительные препараты;
    • витаминотерапия, иммуномодулирующие препараты;
    • физиотерапия (например, электрофорез, магнитотерапия, УВЧ, эндовагинальный вибромассаж).
  2. Хирургическое лечение:
    • С помощью лапароскопической техники проводят реконструктивные вмешательства (сальпингоовариолизис, фимбриолизис, сальпингостомия), но иногда полное восстановление функции маточных труб невозможно, в таком случае пациенткам, желающим провести искусственное оплодотворение, показана лапароскопическая тубэктомия (удаление), что значительно повышает эффективность ЭКО.

Последствия гидросальпинкса

Последствиями несвоевременно диагностированного и нелеченного гидросальпинкса может быть развитие внематочной беременности с разрывом маточной трубы и массивным кровотечением или инфицирование с последующим прорывом гноя в брюшную полость, что вызывает перитонит. Основными симптомами осложнений, которые требуют срочной госпитализации, являются выраженный болевой синдром, тахикардия и гипотония.

Нельзя забывать, что игнорирование регулярного гинекологического осмотра и самолечение приводит к необратимым последствиям. Поэтому если у Вас наблюдаются симптомы, характерные для гидросальпинкса, не откладывайте визит к врачу-гинекологу. В нашей клинике Вы можете записаться на прием к квалифицированным специалистам, которые помогут решить все Ваши вопросы в области женского здоровья.