Ректоцеле

Ректоцеле, или ректальный пролапс — это выпячивание передней стенки прямой кишки в направлении влагалища (переднее ректоцеле), либо по задней полуокружности прямой кишки (заднее ректоцеле). Возникает вследствие слабости связок и мышц тазового дна, что может быть вызвано рядом причин. Основным клиническим проявлением ректоцеле является расстройство акта дефекации.

Причины возникновения ректоцеле

Развитию ректоцеле способствуют следующие факторы:

• тяжелое течение родов: стремительная родовая деятельность, многоплодная беременность или беременность крупным плодом;
  • аномалии ректовагинальной перегородки;
  • хронические заболевания дистального отдела прямой кишки;
  • врожденная патология мышечно-связочного аппарата;
  • дисфункция кишечника;
  • возрастные изменения мышечной ткани;
  • травмы мышц тазового дна.

Среди прочих причин возникновения ректоцеле отмечают хронические запоры. Также ректальный пролапс может наблюдаться вследствие тяжелой физической работы, продолжительного сильного кашля (коклюш, хронический бронхит) и после оперативных вмешательств на органах малого таза. В группу высокого риска развития ректоцеле входят женщины, страдающие ожирением и находящиеся в постменопаузе.

Виды ректоцеле

Степень тяжести этого заболевания определяется выраженностью клинической симптоматики:

• 1 степень. Характеризуется выпячиванием прямой кишки до двух сантиметров, сопровождается небольшими отклонениями в работе кишечника в виде периодических запоров. Ректоцеле можно обнаружить при пальцевом исследовании. В большинстве случаев жалобы у пациентки отсутствуют.
  • 2 степень. Выраженное выпячивание стенки прямой кишки до четырех сантиметров. Проявляется постоянными запорами и ощущением неполного опорожнением кишечника.
  • 3 степень. Выпячивание превышает четыре сантиметра. Характеризуется частыми позывами к опорожнению кишечника, во многих случаях данные позывы заканчиваются безрезультатно. Отмечается выраженная болезненность при дефекации. Появляются такие осложнения, как кровотечения, анальные трещины, вследствие нарушения опорожнения формируются каловые камни.

Симптомы ректоцеле

Патологический процесс развивается постепенно. В случаях выпячивания незначительных размеров, заболевание может носить малосимптомный характер течения. Когда ректоцеле прогрессирует, болезнь сопровождается следующими симптомами:

• трудности при опорожнении кишечника;
  • боль при дефекации и половом акте;
  • после дефекации беспокоит чувство неполного опорожнения кишечника;
  • частые ложные позывы к дефекации.

На основании вышеперечисленных признаков устанавливается диагноз, и назначается курс лечения.

Диагностика ректоцеле

В первую очередь, диагностика ректоцеле предполагает сбор анамнеза. Затем проводится проктологический осмотр, а также гинекологическое обследование. При проведении обследования с натуживанием определяют выпячивание прямой кишки во влагалище. Из инструментальных методов обязательно следует провести ректороманоскопию, КТ, а также эвакуаторную проктографию. Данные методы дают возможность выяснить размер выпячивания прямой кишки и степень выраженности расстройства моторно-эвакуаторной деятельности толстой кишки. Трансректальное УЗИ назначается для установления положения мышц тазового дна и размеров ректоцеле. Дифференциальная диагностика осуществляется при наличии грыжи ректовагинальной перегородки и цистоцеле. Лабораторные способы исследования заключаются во взятии общего и биохимического анализа крови, выполнении копрограммы.

Методы лечения ректоцеле

Исходя из степени прогрессирования болезни, назначают консервативное или хирургическое лечение. Консервативные методы терапии восстанавливают моторно-эвакуаторную деятельность толстого кишечника. Также они используются в целях реабилитации после оперативных вмешательств и включают в себя:

• сбалансированное питание с введением в рацион продуктов, богатых клетчаткой, а также достаточного количества жидкости;
  • препараты для нормализации кишечной флоры;
  • слабительные препараты;
  • прокинетики (стимулируют деятельность желудочно-кишечного тракта).

В дополнение к медикаментозной терапии рекомендуется применять лечебную физкультуру, которая укрепляет мышцы тазового дна. В случае отсутствия эффекта от всех вышеперечисленных методов применяется хирургическое вмешательство, которое проводится с целью ликвидации выпячивания прямой кишки и укрепления ректовагинальной перегородки.

Последствия ректоцеле

Это заболевание может привести к ряду осложнений: развитию геморроя и анемии (малокровия), образованию анальных трещин и свищей прямой кишки, возникновению проктита (воспаления прямой кишки) и криптита (воспаления в зоне углублений анальных крипт).

Если Вы наблюдаете у себя какие-либо из перечисленных симптомов, не медлите, запишитесь на прием к специалисту! Во время поставленный диагноз и назначенное лечение может сохранить ваше здоровье.